Традиционный текстиль

Здесь мы расскажем об обрядовых костюмах и куклах, традиционных поясах и их значении в праздники и будние дни. Славянская гимнастика также использует весь арсенал знаний и инструментов, переданных нам предками через изделия традиционного текстиля.

Традиционный текстиль

Наше современное восприятие одежды, украшений, сувениров, модных детских игрушек коренится в прошлом, в котором понятия магического, эстетического и практического были неразделимы. Куклы делались собственноручно, обереги были и украшениями, и подарками с понятным окружающим посылом, а одежда не оголяла бездумно части тела, которые могли быть подвержены вредоносным воздействиям или (пупок) осеннему ветру.

Жизнь человека регулировалась ритуалами и обрядами. Значимые события - рождение, 12-летие, свадьба, уход в мир предков – всегда регламентировались. Ритуал - это не просто набор действий, это и ритмы движений, звуков, наличие орнаментированных предметов, в том числе одежды, рушников... Вышитые предметы изменяют настроение человека при помощи цвета, ритма, повтора, «содержания» орнаментов.

Орнаменты и технологии выполнения швов являли собой «дописьменный» способ хранения знаний и умений. В таком способе хранения информации была важна непрерывность передачи традиции. Ремесло вышивки издревле передавались «из рук в руки» в каждой семье, являлись приметой рода. Мастерицы свято хранили заветы предков и тщательно копировали узоры.

В какие дни мы, основатели этого сайта, носим традиционную одежду или ее элементы? Для рабочих дней в морозную зиму, к сожалению, кроме наметки или платка на голову придумать что-либо уместное вне офиса сложно. Летом и в праздники мы можем одеть спаднiцу или андарак (юбку) из домотканного льна, на Бабы и Дзяды повязываем пояса с символами, одеваем вышитые рубахи. Кроме того, что такой наряд прагматичен в жаркую погоду, он помогает найти свою магию родовой вышивки и символов.


"Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы" Минск: "Беларуская навука", 2009. 279 с. Авторы - Зимина З.И., Лобачевская О.А.

Во многих районах Беларуси и сейчас в сельских домах можно увидеть хранящиеся в сундуках как семейные реликвии тканые и вышитые костюмы бабушек и прабабушек: полотняные сорочки и фартуки; старинные головные уборы – наметки, напоминающие полотенце; юбки, которые по-белорусски называются "спадніцы", "андаракі"; безрукавки – "гарсэты", "кабаты", "шнуроўкі". 

У белорусов сохранилось поверье, что на "том свете" предки – "дзяды" узнают человека по одежде, которую носили в их роду. Поэтому еще не так давно старых людей принято было хоронить в традиционной одежде: вышитых сорочках, фартуках, наметках. С каждым годом сокровищница – "скарбніца" народного костюма оскудевает: он уходит в небытие вместе со старыми людьми.

Читатель сможет познакомиться с кроем, особенностями расположения вышивки в локальных вариантах одежды, с технологией выполнения швов различного назначения.

В книге последовательно представлены способы выполнения украшающих, декоративно-конструктивных соединительных, краевых швов и сборок, формирующих пластику традиционной одежды.

Предлагается узорник, который поможет желающим сшить и вышить традиционный белорусский костюм. В нем собраны образцы орнаментов, которые также могут быть использованы для создания национального костюма.

Зинаида Ивановна Зимина – автор практической части данной книги. Работа над этим разделом книги была многолетней и сложной. Она потребовала реконструкции отдельных швов и забытых технологий. В связи с исчезновением преемственности ремесла, когда уже технологические знания не передаются из рук в руки в рамках семьи, перед авторами стояла задача перевода технологии ручной работы иглой на визуальный язык графических схем и рисунков, составления сопутствующих им описаний, по которым каждый желающий может овладеть даже самыми сложными старинными приемами вышивания.

Обрядовые куклы

Тряпичные куклы бытовали как обрядовые предметы, которые относятся в основном к женской магии, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

Так, например, древнейшей моделью семи или девяти Небес, сохранившейся до наших дней, являлась кукла "столбушка". Она представляла собой изображение женщины, нижняя часть фигуры которой запелената семью или девятью оборотами ткани.

В течение года куклы делались в соответствии с календарной обрядностью, а также при возникновении значимых событий в семье и потребностей в сельхоз работах. Как веселых, так и серьезных поводов для новых или возобновления "ежегодных" кукол было множество, поэтому в семьях, тем более многодетных, не ломали голову, чем развлечь детей. Перечень кукол и время их изготовления приводятся на странице Куклы обрядовые.

Ритуальную куклу, на которую наговорено заклинание, славяне тщательно берегли. Ей отводили специальное, сокровенное место в избе, ставили в красный угол, прятали в шкаф, клали в приданое. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от темных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне выше головы человека.

Другие, такие как защищающие от болезней куклы "Трясовицы", хранились рядком за печкой. Третьи из них могли менять своё место нахождения. Обычно хранимые в избе, такие куклы в определённые моменты обряда выставлялись на окно, прикреплялись на внешней стороне дома. К таким куклам относится и тряпичная кукла "Куватка", которую за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала в колыбель, чтобы кукла "согрела" её. После рождения ребёнка её вешали над кроваткой и считали, что она отгоняет злую силу.

По обычаю кукол изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что в древнейшие времена женщина была основной хранительницей традиций.


"Текстильные обрядовые куклыМ.:"Ладога-100", 2007. Автор - Зимина З.И. Скачать книгу (17,5 Мб).

Кратко изложена история тряпичных ритуальных кукол, представлен иллюстративный материал, рассказана семантика ритуальных кукол.

В практической части приведены схемы устройства и последовательность изготовления кукол, даны рекомендации тем, кто захочет воспользоваться материалом книги для практической работы.