Нож и магия

Нож в славянской традиции.
(текст взят здесь и является компиляцией ряда статей и практик современных язычников).

Источники: Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура https://vk.com/cnigocklad?w=wall-87892829_5703,
Максимов С.Г. "Русские воинские традиции", Москва, Вече, 2010 г. (Тайны земли Русской) https://vk.com/wall-87892829_2656

Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Названий у ножа более тридцати: берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож-бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка, и др.

Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии, поэтому магические функции ножа были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.

Применение и ношение ножа у мужчин строго регламентировалось. Известны три способа ношения: на поясе, в голенище сапога, в кармане на груди. Положение «на поясе» считают более древним. Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Беременная женщина носила в кармане складной нож от сглаза.

Повсеместно у славян нож как и ножницы использовали для защиты лиц, находящихся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы. 

Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой. Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша.
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь. Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге. Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.

При отправлении невесты в дом молодого, во дворе ее дома втыкали в землю нож, чтобы оградить её от порчи (полес.). Когда молодые выходили из дома, направляясь к церковь, перед ними в землю затыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него. При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «укололось» об нож. Перед тем как надеть на себя новую сорочку, через неё пропускали нож, чтобы обезвредить порчу. Когда совали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза. Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож может "заразиться" его пакостями. Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д.

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи. Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым. Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора.

Для ритуальных религиозных практик нож является частым в использовании инструментом. В обрядах, связанных с отсечением, ограничением, нож применяется, если обряд осуществляется в целях "овеществления непроявленного". Обрядовых личных ножей может быть три: резец, обрядовый нож, нож для принесения жертв. Можно совместить все функции в одном. Посвящение ножа мало чем отличается от посвящения любого другого ритуального предмета. Должно быть соблюдено несколько условий:
- Нож должен быть приобретен непосредственно для этой цели.
- При покупке нельзя торговаться и брать сдачу.
- Нож не должен использоваться ни для чего, кроме как по предназначению.
Comments