Нож в славянской традиции.
(текст взят здесь и является компиляцией ряда статей и практик современных язычников).
(текст взят здесь и является компиляцией ряда статей и практик современных язычников).
Источники: Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура https://vk.com/cnigocklad?w=wall-87892829_5703, Максимов С.Г. "Русские воинские традиции", Москва, Вече, 2010 г. (Тайны земли Русской) https://vk.com/wall-87892829_2656 Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Названий у ножа более тридцати: берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож-бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка, и др. Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии, поэтому магические функции ножа были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина. Применение и ношение ножа у мужчин строго регламентировалось. Известны три способа ношения: на поясе, в голенище сапога, в кармане на груди. Положение «на поясе» считают более древним. Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Беременная женщина носила в кармане складной нож от сглаза. Повсеместно у славян нож как и ножницы использовали для защиты лиц, находящихся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы. Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой. Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша. | При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь. Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге. Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов. |