Крыжам ляжаць


О запрете лежать на земле на животе у белорусов и ритуал "Крыжам ляжаць"

Сведения о таком запрете происходят из 3-х источников: ритуала "качание" из магии земледельцев, ритуала поклонения Сопухе, ритуала "Крыжам ляжаць". Последний не описан в этнографической литературе. Понять и подтвердить его аутентичность = принадлежность архаике каждый может на собственной "шкуре", поработав с собственным телом и набравшись определенных ощущений. Что-либо доказывать здесь на пальцах не будем.

Обратимся к изданию "Беларуская мiфалогiя: Энцыклапед. Слоунiк" / С.Санько, Т.Валодзiна, У.Васiлевiч i iнш. – Мн.: Беларусь, 2004 (стр.240, 480). Надеюсь, белорусский язык не будет помехой к пониманию академического текста.

«КАЧАНИЕ, кулянне, адзін з прыёмау земляробчай магіі. Па-за рытуалам, у будзённым жыцці, існавала строгая
забарона ляжаць на зямлі ніцма. Качанне, у першую чаргу ў складзе веснавой абраднасці, сімвалізуе максімальнае зліццё з зямлёй і стымулюе паспяховы рост збожжа, аддачу зямлі сваёй сілы і атрыманне такой жа ад яе. Качанне у час жніва ўлучае ў сябе і прафілактычныя захады прадухілення звязанай са жнівом хваробы і вяртання выдаткаванай сілы. Суправаджальныя прыгаворы ў асноўным пабудаваныя паводле законаў імітатыўнай магіі: «Як мы [коцiмся], каб так...» (жыта кацiлася i да т. п.). iснуюць варыянты дажынкавага Качанне/ куляння, якiя паказваюць на непасрэдную сувязь гэтага рытуальнага дзеяння са шлюбна-эратычнай тэматыкай (параун. тлумачэннi кшталту «бабы загадваюць дзеукам качацца, каб прыязджалi сваты»)....»

«
Сопуха, верагодна, адзiн з найстаражытных персанажау беларускай мiфалогii, дух хатняга агменю, а пазней, з пашырэннем на тэрыторыi Беларусi печак, — дух печi i хатняга агню наагул. У Беларусi захавалася мноства рознага кшталту рэфлексау гэтага вобраза: у фальклоры, фразеалогii, павер'ях, лексiцы. Найбольш паказальны узор — тэкст купальскай песнi, прыведзены А. Кiркорам у «Живописной России» са спасылкай на Бяссонава:
«Сяредзь сяла Ваучкоускага,
То, то!
Туту стаяла лазьня дубовая,
Ту, ту, ту!
А ходзiлi дзецюшкi богу памалiцца,
Стоуб абнiмалi, печ цалавалi,
Перад Сопухай крыжом ляжалi.
Яны думат: Прачыстая, 
Анож Сопуха — нячыстая!».

Тры адмены гэтага тэксту вядомыя i у зanicax сучасных фалькларыстау, аднак Сопуха яуна у ix ужо не згадваецца, адмысловы абрадавы кантэкст прыглушаны i больш акцэнтуецца жартаулiвы тон сiтуацыi».

Согласно академическому изданию оба вышеописанных ритуала связаны со свадебно-эротической тематикой и ролью женщины как хранительницы семьи. Качание и лежание крестом, вероятно, предписывались к выполнению именно женщинам. Однако есть косвенные свидетельства о том, что и мужчины могли использовать ритуал "Крыжам ляжаць" для магических и оздоровительных целей. Этот ритуал связан с баней (лазней), которую готовили для предков в особые дни "Дзяды". 

Еще один интересный факт касается Сопухи, поклоняясь которой "стоуб абнiмалi" у печи. В белорусском языке балва́н "деревянный столб в углу печи, столб, свая". В белорусском языке балва́н "деревянный столб в углу печи, столб, свая". Это единственный славянский язык, в котором, возможно, значение "истукан, идол" появилось поздно вместе с христианством. Это может быть еще одним доказательством тому, что изначально у (некоторых) славян не было идолов-богов=изображений, тем более антропоморфных. Образы богов приурочивались к культовым столбам или камням, т.е. на одном и том же капище можно было обращаться к любому богу или духу.
Комiн у белорусов и дымоход в русской печи

Источники:
Устройство крестьянской избы http://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_13.html.
З. Скварчэўскі. Святы восеньскага раўнадзенства ў беларускім народным календары
http://set.ethno.by/?p=1285.

Русская духовая печь постепенно сформировалась из открытого очага, известного у древних славян и угро-финнов. Появившись очень рано (уже в IX веке повсюду распространены и глинобитные печи, и печи каменные), русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетия. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани. Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась "по черному", то есть не имела прямого дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.

"Курная изба" не была темной и грязной от копоти и сажи, дым не выедал глаза. Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло. Вся система вентиляции и дымоотвода была продумана очень тщательно. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Самым древним устройством для освещения избы считается русск.
камелек — небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10х10х15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки, поленца). На Полесье в Беларуси на Семенов день проводят обряд "Жаніцьба коміна", где блр. комiн то же, что и камелек или устройство для освещения дома лучиной. На праздник комiн украшают цветами, хмелем и полотенцами. Вокруг дымохода водят хороводы, поют песни, осыпают комiн тыквенными и подсолнечными семечками, приносят подарки, а также зажигают в нем новый огонь. Комiн - это также и название завершения печного столба, выполнявший значительную ритуальную роль в семейной обрядности (сравните брачный "стаўбавы абрад" и ритуал поклонения Сопухе). Печной столб ("Коневы слуп" или "Конь") символизировал ось Вселенной, и его название похоже на др.-инд. aśvayūpa  "коневой столб", "мировой столб". Выглядит закономерным, что данный обряд выполнялся на Стаўбун, объединенные одним мифологическим образом.
Comments