Дзяды и Бабы

Мы чтим традицию дедов поминать: по субботам "Дзяды", а по особенным пятницам - "Бабы". Об этой традиции и связанных с ними практиками и трапезами читайте на этой странице. Фото или личные переживания по следам проводимых нами обрядов по понятным причинам озвучены не будут.

“Дзядамі” в народе называли души всех умерших родственников независимо от их возраста. Об умершем в Полесье говорили, что он “пайшоў да дзядоў” или “гуляе зь дзядамі”. Святкаванне или поминание проходило от 3-х до 11 раз в году, но основными считались 5 субботних и четверговых дней:
“Масляніцкія дзяды” на масленой неделе перед 10/02,
“Наускiя дзяды” после 22/03,
“Вялiкодныя дзяды” на Радуницу после 01/04,
“Траецкія дзяды” перед Троицей после 02/05,
“Змiтраускія дзяды” в третью субботу после "Пакравоу" или до 10 ноября.

Предков поминали в кругу своей семьи, но есть данные, что осенью в обряде участвовали все родственники, и Деды посвящались всему роду. Упоминание об этом с отнесением этой традиции к 1840-50-м годам мы находим в статье "
Кривичские Деды" в издании 1927 года, которую можно прочесть и скачать внизу страницы. Там же выложена статья "Деды на Литве" из польского издания 1904 года, в которой есть упоминание о бане на Деды.

В день почитания Дедов души предков приходят посмотреть, как их поминают потомки, что они делают по дому, как растят детей. В эти дни готовятся обязательные поминальные блюда: кутья, сыта, канун, блины. Застилается новая скатерть, зажигается свеча и зовутся Деды. Существует также много запретов и забабонов*, например, сидя за столом нельзя ставить ноги на перекладины от ножек стола, делать резких движений, разговаривать на посторонние темы. У Дедов просят помощи и поддержки в семейных и мирских делах.

Носители традиции могут безбоязненно праздновать Деды в кругу семьи дома. Проведение ритуала вне семьи с участием людей из разных родов и разным уровнем восприятия традиции требует от ведущего специальных знаний и подготовки. Работа ведется инструктором на разных планах, в т.ч., и на "тонком". Недостаточные сила и уровень защиты проводящего ритуал могут ударить как по самому ведущему, так и по участникам. 

Трудно предугадать, насколько тяжелым будет наказание за ошибки или конфликтные ситуации, возникающие во время и после ритуала. Практика показывает, что Деды, спустившиеся к нам с небес в эти дни, очень взыскательны.
Ведущим всегда являлся старшим в семье или почитаемым как глава общины и рода в данный момент. А правильно проведенному обряду в строгом соответствии с определенной датой приписывается способность избавлять от болезней и родовых проклятий.

С традицией поминания предков на Деды также связан ряд и других ритуалов. Например, мало кто знает о существовании у белорусов запрета в обычной жизни, т.е. не во время выполнения ритуальных действий, лежать на земле лицом вниз. Гимнастика «Крыжам ляжаць», укорененная в традиции Дедов, также указывает на этот запрет. А с магической силой бани мы предлагаем знакомиться на практике на летних семинарах. Баня и магия не только вместе, но и по отдельности не терпят публичности.

*Забабоны (прымхі) можно перевести на русский как суеверия и предрассудки, но нам ближе менее строгое понятие "заморочки". Мы также кратко расскажем в форме вопросов-ответов о запретах и некоторых последствиях их нарушения во время праздников и ритуалов.
Вопросы
Можно ли увидеть на Деды своих умерших родственников или тех, кто приходит с ними?

При положительном ответе предлагается в полночь сесть на печь и смотреть на дверь через хомут или надеть на себя спряденный изо мха пояс. Более действенный способ выйти в сени и заглянуть в комнату в слуховое окошко над дверьми в деревенском доме. Но, во-первых, это небезопасно, Деды накажут, а во-вторых, в определенные моменты Деды сами показываются тем, с кем общаются. Дедов невозможно испугаться, если соблюдаешь правила ритуала.

Почему в некоторых источниках говорится, что Деды проводятся по пятницам, а Бабы - по субботам? Почему некоторые календарные Деды приписаны к четвергу или пятнице?

Основные 5 Дедов проводились по субботам, другие в 2 дня с пятницы на субботу. Мы проводим Бабы по пятницам, и тому есть несколько объяснений. Мы расскажем подробнее об этом позднее, т.к. в этих вопросах необходимо затронуть магию дней недели. Пишут также, что в некоторых районах Беларуси в пятницу, а это женский день, готовили постную пищу, а в субботу подавали уже и скоромное.

Как правильно рассадить участников ужина на Деды? Какие будут последствия, если что-то сделали не так?

Последствий не будет, и ошибки простят, если ритуал проводит хозяин дома - носитель традиции. Место хозяина - отца или деда - было во главе стола, после которого все по очереди садились по старшинству. Считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Это как раз к вопросу о знаниях ведущего и его способности защитить себя и участников ритуала при поминовении Дедов не в семейном кругу.
Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), женщины - с левой. Жены - напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол.

Нужно ли гасить свечу после проводов Дедов?

Мы свечу не гасим и оставляем ее догорать. В некоторых областях Беларуси носители традиции свечу погашают кусочком хлеба. При этом смотрят, в какую сторону идет дым, - если дым уходит в сторону двери, то считается, что в семье в течение года кто-то умрет. После трапезы Дедов провожают определенными словами. Также в доме ставили борону, направив ее острия в сторону двери, чтобы духи не вернулись в мир живых.

Пьют ли на Деды и Бабы алкоголь? Это может быть пиво?

Пьют, но соблюдая традицию и меру. Брали стограммовую чарку спиртного, треть ее содержимого отливали умершим. Выпивали по три чарки, доливая, но не допивая до дна. Во время вечери стакан никогда не стоит пустым. Оставшуюся часть оставляли в рюмке. Вино Дедам всегда наливается "от себя". Деды часто сами дают понять, что и сколько надо в этот вечер употребить. Могут вообще не позволить пить, и человек это ярко прочувствует изменением вкуса напитка. Водка на вкус будет отвратительной.

Пиво - это более древний напиток. Гарэлка появилась на территориях современной Беларуси в XV-XVI веках и называлась віна гарэлае от немецкого Geprant Wein. С XVII века гарэлка начала вытеснять пиво и мед питейный.

Справляя Дедов в Беларуси, мы употребляем традиционную настойку горькую "Беловежская", хотя ограничений нет. Наша настойка имеет слегка жгучий, с лёгкой горчинкой вкус и гармоничный аромат со слегка выделяющимся тоном укропного семени. Настойка включает в себя ароматные спирты: плодов укропа, корневища заповедной травы дубровки (мы верим, что такой нет в РФ) и лаврового листа. Вы заметили, никакой рекламы?
Ċ
kiruxa kirsh,
26 апр. 2012 г., 10:56
Ċ
kiruxa kirsh,
26 апр. 2012 г., 10:55