Вопрос-ответ


Как я пришла в гимнастику?

В свои шестнадцать я могла бы уже профессионально заниматься легкой атлетикой, но взрослая спортивная карьера так и не началась. В наследство получила неприятную боль в позвоночнике при резких движениях. С возрастом боль усиливалась, и когда в 20 лет не смогла встать с кровати, мне уже нельзя было тянуть с выбором метода "излечения". Так я попала на цигун.

За 3,5 года занятий боль уменьшилась, но этот результат меня не устраивал. Мои поиски привели меня к женской славянской гимнастике. По окончании 3 месяцев занятий о боли в позвоночнике уже не вспоминала, потеряла пару килограммов. Не могу сказать, что грудь отсутствовала как класс, но она ощутимо увеличилась. Это, так скажем, рассказ о моих первых шагах в Славянке.

Не является ли гимнастика переделкой из восточных систем?

В конце 1990-х гг. в Беларуси в рамках курса «Традиционные методы психофизической тренировки белорусов» на кафедре теории методики физической культуры и профилактическо-оздоровительной работы государственного педагогического университета (БГПУ им. М.Танка) было разработано учебное пособие. Это пособие содержало описание 27 традиционных ритуально-физических упражнений для женщин.

Автор описания упражнений или «славянской гимнастики» Г.Э. Адамович, на тот момент преподаватель университета, не приводит на страницах пособия какие-либо документальные данные о носителях традиционной гимнастики и местах их проживания в Беларуси. Несмотря на наличие у рецензентов (В.А. Соколова и Я.Г. Гальперина) степеней доктора наук по педагогике и медицине, публикация описания гимнастики была холодно принята или, точнее, не замечена в среде этнографов. Описание 27 упражнений не было оформлено в соответствии с требованиями этнографии. Одним из возможных объяснений такой скрытности является тот факт, что информантом автора пособия была одна единственная женщина с белорусского Полесья, и по определенным причинам он не может раскрыть ее имя. Спекуляции о студентках, якобы, собиравших описания упражнений по крупицам в малых городах и поселках Беларуси, не подтверждаются документально.

Однако существует множество косвенных признаков того, что в далеком прошлом ритуальные упражнения практиковались беременными и кормящими женщинами, а также в целях оздоровления и сохранения женской привлекательности. Н
е стоит приписывать стройную систему гимнастики его (автора) гению или фантазии. Силу и энергетику, которые несет в себе Славянка, искусственно на бумаге или через компьютерную программу не оживить.

Мы призываем верить в свои силы и также предлагаем попытаться найти свой путь к познанию себя и своих далеких предков.

Почему у славян традиция не сохранилась в письменных источниках и не имеет «школы»?

Ритуалы или ритуальные действия могут быть описаны в современных терминах как упражнения или оздоровительные гимнастики. Ритуалы передавались у славян в роду от прадедов и прабабок и, следуя традиции, хранились в семье в качестве родового знания. В отличие от последователей восточных практик в закрытых монастырях, предки белорусов не считали возможным создавать школы (монастыри) и делиться знаниями с соседями. В дальнейшем многочисленные войны на землях Беларуси и христианские верования сделали недоступными эти знания.

А сейчас мы читаем доступные источники и узнаем удивительные вещи. Например, в академическом издании 2004 года «Беларуская мiфалогiя: Энцыклапедычны слоўнiк» говорится о запрете у белорусов в обычной жизни, т.е. не во время выполнения ритуальных действий, лежать на земле на животе.
Сведения о таком запрете происходят из 3-х источников: ритуала "качание" из земледельческой магии, ритуала поклонения духу огня и печи Сопухе, ритуала "Крыжам ляжаць". Согласно этнографам первые два ритуала связаны со свадебно-эротической тематикой и ролью женщины как хранительницы семьи.

Читаем «Полесский народный календарь» Толстой о традиции поминания предков «Дзяды», что приводит нас на страницы другой книги «Почитание предков» Адамовича, но уже к описанию ритуала или гимнастики «Крыжам ляжаць». Смотрите также фото игр и
скоков из этнографических исследований, которые также размещены на нашем сайте? Чем не доказательства?

Можно ли сказать, что Славянка очень похожа на йогу?

Многолетним регулярным опытом занятий йогой похвастаться могут не многие. Своего «потолка» в йоге достигают очень быстро. Даже после «акклиматизации» в 1-2 года занятия все также не приносят истинного удовлетворения, многое постигается через «не могу». Если говорить о том, подходит ли йога славянам, то все же стоит учитывать, что климат влияет на мировоззрение человека. Индия — это солнце и тепло, а наши предки жили, как правило, в лесах и на болотах. На Востоке жарко, все более размеренно и спокойно, в то время как наши предки вынуждены были активно противостоять агрессивному окружению: короткому лету и лютым зимам, племенной вражде и царскому гнету, которые не позволяли отвлекаться на долголетние самосовершенствования.Отсюда и разница в энергии: у людей Востока она холодная, у славян — горячая. Восток — это созерцание космоса, а славяне всегда поддерживали энергетический баланс от земли. 

Поэтому гимнастика у славян отличается, она была практичной и не занимала много времени, а уровень, который в йоге нужно достигать на протяжении пяти лет, у нас проходили за полгода.


 

Смогу ли я похудеть с помощью вашей гимнастики?

На этот, вроде бы, легкий вопрос получается довольно сложный ответ. Да, можно стать стройнее, но только ли за этим женщины приходят на занятия, например, по той же йоге или фитнесу?

Когда вы определитесь с тем, чего хотите достичь и четко сформулируете вопрос, результат будет другим. Глупо довольствоваться малым. Я считаю, что славянская гимнастика - это инструмент, с помощью которого возможно затронуть и другие стороны жизни.

К вопросу о фитнесе. С помощью Славянки вы, можно сказать, заново прочувствуете свое тело. Найдете те мышцы, о существовании которых даже и не знали. Часто мне говорят об этих потаенных мышцах уже на втором-третьем занятии, даже инструктора находят новизну. Выполняя упражнения, мы работаем с внутренними мышцами. Незаметно меняется осанка, если первое время на занятиях мы контролируем позвоночник, то через несколько занятий эта необходимость отпадает.

Что за другие славянские техники, которым вы обучаете на семинарах?

Покажу на примере. На занятия ходят женщины от 20-70 лет с разным уровнем подготовки и разными проблемами. Одним достаточно Славянки, для других необходимо более сильное, комплексное воздействие.

У меня занимается женщина 50 лет с проблемами позвоночника. Из разговора мне стало понятно, что уже более 25 лет она не встает с постели без боли в спине…. Мы занимались с ней в течение трех месяцев, но процесс шел медленно. Решили попробовать дополнить занятия упражнением из гимнастики «Крыжам ляжаць».

Эта гимнастика с очень сильным воздействием на позвоночник, состоит из 5 упражнений, каждое из которых воздействует на один из отделов позвоночника. Выполнять можно все пять, а можно и только одно, то которое больше всего нравится.

Как показывает мой опыт, выбор всегда падает на то упражнение, от которого происходит наиболее сильный эффект. И вот мы начали выполнять это упражнение. В один из дней женщина пришла сияющая и рассказала, что впервые за эти годы смогла встать с кровати безболезненно...

Почему Вы против новой моды в гимнастике по выбору индивидуального комплекса упражнений с помощью карт с вытягиванием их из колоды? 

Карты, деньги, два ствола... Мой давний ответ был таким: "Я и не против, но и не приветствую такую методу". Ведь картами "Чаровниц" тоже пользоваться надо уметь, знать их оборотную сторону, да и применять их к месту. 

Мое удивление вызвал другой факт: используют обычные карты с тузами и шестерками для определения индивидуального комплекса. Конечно, это освобождает современного инструктора от необходимости изучать (и даже понимать) воздействия на тонком плане, а ученика - от оплаты за расчет комплекса и лишних вопросов. Смотрите также по этой теме статью Илоны Лешкевич о картах.

Попутно любители карт и собственной синтетической гимнастики еще и основы традиции из "двух стволов расстреливают", чтобы расчистить поле своим семинарам с яркими названиями типа "звезда" или "сила берегини". Так вот и играют в карты с женщинами, привязывая бездумно Миры к мастям. Все разборки и войны имеют одни корни, но все же есть и положительный момент в этой истории. Женщины интересуются, занимаются, а потом и у них вопросы появятся и по картам, по и традиционным праздникам. Ведь вышивка, работа с Символами и Танец - это не просто наследие, это инструменты неотделимые от гимнастики. А Славянка, если без фанатизма, и православным, и турчанкам только на пользу.